КОММЕНТАРИИ

  • Гогольский Вакула: К ним относятся все таблетки для «мужской силы» на основе силденафила или тадалафила. Как правило,...
  • Дмитрий.: ЭССтонский(окраинный сельский диалект финского. Как «украинская мова» по отношению к Русскому...
  • Сазан: «Bоrylv Август 20th, 2014 13:13 : жаль каклов. дебилы всегда к власти у них рвались.» Ох как тяжко...
Загружается, подождите...

//

Владимир Зеленский — президент?

31.01.2019 22:49:42

Станет ли Владимир Зеленский «украинским Макроном»: сценарии

Некоторые мысли о возможности предвыборной конфигурации Коломойский +Ахметов с примкнувшей Тимошенко vs Фирташа +Порошенко +Медведчука…

Едва ли не единственным «новым лицом» начавшейся избирательной кампании по выборам президента Украины 31.03.2019, стал Владимир Зеленский.

Конечно, есть и будут другие кандидаты-«новые лица», но Владимир Зеленский выделяется среди них:

* высокой узнаваемостью благодаря многолетней работе в шоу-бизнесе;

* низким стартовым уровнем недоверия (при высокой узнаваемости), в отличие от Петра Порошенко и Юлии Тимошенко, для которых большой проблемой будут избиратели, в принципе не желающие голосовать за них ни под каким предлогом, или манипуляциями «не так страшен, чем Х»;

* доступом к ведущему телеканалу страны «1+1»;

* потенциальной поддержкой одного из 3-х ведущих олигархов – Игоря Коломойского;

* русскоязычность и потенциальная нейтральность для русскоязычных избирателей, для которых Юрий Бойко и некоторые другие бывшие регионалы «токсичны»;

* высокий стартовый рейтинг в городах (села соцопросы не покрывают, поэтому рейтинг Юлии Тимошенко всегда ниже, чем она демонстрирует на выборах), позволяющий претендовать на выход во второй тур, — а значит мобилизовать поддержку региональных элит с целью оперативного построения организационной сети;

* возможностью серьезно забрать голоса у двух основных кандидатов:

— у Юлии Тимошенко «2 ядро», размышляющее, «может она сможет договориться с Путиным и остановить войну, в отличие от этих баблососущих мразей, пришедших к власти и ворующих на крови и трупах – и поэтому заинтересованных в вечной войне «треба красти, щоб Путін не переміг»;

— у Петра Порошенко активную проевропейскую молодежь, которую загоняют от безысходности в формат 1999 года «голосованием за Порошенко не допустить пророссийский (совко-фильный) реванш».

Новые стратегии на чем-то базируются

Как правило, новое редко изобретается – даже если вы придумали гениальную стратегию, очень сложно убедить лиц, принимающих ресурсные решения, реализовать ее. Ведь риски очень велики – а времени и ресурсов для реализации нескольких вариантов, нет. Поэтому все предложения по стратегии, обычно подкрепляются неким общеизвестным опытом, позволяющим ссылаться на ее частичную апробированность.

К числу таких интересных опытов относят историю победы Эммануэля Макрона – малоизвестного французского политика, поддержанного финансовыми кругами. Он не только выиграл президентскую гонку весны 2017 года, но и смог переформатировать под себя законодательную власть Франции – не имея поначалу сильной и разветвленной организационной структуры (политической партии или движения).

Когда в Украине высокий запрос на «новые лица» и недоверие к «старым» (Порошенко, Тимошенко, Бойко, Ляшко, Гриценко) – многим кланам хотелось бы провести своего «украинского Макрона». Возможно, волнения из-за социально-экономических проблем («желтых жилетов») начнутся раньше, чем во Франции — не через 2 года после президентских выборов. Но все же, избавятся от второго срока Петра Порошенко и продлят на несколько лет действие старых «правил олигархической игры» в Украине! – если бы вы каждый год зарабатывали миллиарды или сотни миллионов долларов, боролись бы за каждый год сохранения «старых олигархических правил»…

О важности выборов

Хотя нам все время рассказывают, что на выборах принимают решения – на самом деле результаты голосования программируются заранее и служат лишь индикатором. Это делается с помощью:

* контроля над ресурсами — кандидаты, выступающие за кардинальную смену элит или правил, не получают поддержку – а их противники усиленно обеспечиваются кадровыми, информационными, административными, финансовыми, силовыми и другими ресурсами; и наоборот;

* долговременной информационной/пропагандистской и образовательной работой, которую сложно преодолеть за 1-3 месяца предвыборной агитации;

* влиянием на набор кандидатов – мобилизация голосов (договоренности не выдвигать конкурентов); распыления голосов (выдвижение как можно большего числа кандидатов); недопуска к выборам (изменение правил; осуждение; убийства / гибель в ДТП как Вячеслава Черновола); срывы избирательного процесса (изматывание более ресурсно-слабых участников переносами выборов или переголосованиями); конституционные изменения (попытка премьера Юлии Тимошенко договориться о нивелировании влияния будущего президента путем конституционных изменений через «широкую коалицию» в 2009 году; правки в Конституцию Украины в декабре 2004 года, вступившие в силу в первый год президентства Виктора Ющенко).

Однако выборы все равно важны, потому что служат индикатором! Все дело в том, что количество разных политико-экономических групп и тем более акторов в них, очень велико, поэтому достигнуть и реализовать 100% «договорняк» очень сложно! – тем более в условиях, когда каждый старается обещать одно, а делать другое.

Поэтому выборы сигнализируют:

* правильно ли лидеры кланов просчитали текущую международную и социально-экономическую ситуацию, а также интересы и действия ведущих олигархов (распорядителей ресурсов) и других сил;

* эффективность тех или иных инструментов (например: телевидения), агитационных приемов (томос против роста стоимости газа) и кадров (в каких городах/регионах выполнили поставленные задачи, а где не справились);

* тенденции – например рост протестного электората, не поддающегося использованным средствам манипуляций и отказывающегося голосовать (играть в выборы с шулерами) или голосующего совсем не так, как прогнозировалось;

В общем, такое масштабное многофакторное социологическое исследование: ведь исследуются не только результаты голосования, а и течение предвыборной кампании…

Видимые игроки

Если отвлечься от международного влияния – США, Кремля, ЕС, Германии, Турции, Китая и других менее масштабных игроков (а ведь нам даже Беларусь может устроить топливный кризис в последние недели перед выборами!), то к числу наиболее влиятельных сторон в начавшейся кампании по выборам президента 31.03.2019, можно отнести:

* Петр Порошенко и его пирамида власти, имеющего при этом наибольший антирейтинг (хуже Виктора Ющенко в 2010 – у которого был «любим другом»);

* Ринат Ахметов, — олигарх, контролирующий около трети экономики, обеспечивающий Олега Ляшка (в пятерке потенциальных кандидатов) и альтернативные русскоязычные силы (Вилкул, Новинский, Мураев, …), а также имеющий сложную систему взаимодействия с Петром Порошенко;

* Дмитрий Фирташ с его командой в лице Левочкина и Юрия Бойко, — также олигарх, умудрившийся иметь решающее влияние на трех последних президентов: перехватил влияние на В. Ющенко в 2006 году; вытянул кампанию 2010 года для В. Януковича; освятил в Вене беспроблемное избрание П.Порошенко в 2014 – в том числе, не выдвинув отбирающего у него голоса Владимира Кличко;

* Юлия Тимошенко – формально наиболее рейтинговый кандидат, имеющий самую мощную, не завязанную на власть, организационную сеть. Однако не имеющей реальной международной поддержки, и вызывающей опасения у всех основных олигархов. Маловероятно, что Ахметов, Фирташ или Коломойский захотели бы сильного президента Юлию Тимошенко – поэтому будут саботировать, мешая ее избранию, или создавая неподконтрольное ей большинство в Верховной Раде.

* Игорь Коломойский – олигарх, чье влияние пострадало больше всего в последнее время, но имеющего целый ряд ценных инструментов влияния («1+1») и ресурсы;

* группа Авакова – имеющая скромный ресурс по сравнению с ведущими олигархами, но контролирующая основные правоохранительные органы (полиция; Нацгвардия; часть СБУ). А силовики могут стать решающими при установлении результатов выборов: блокировать протестующих или не мешать им; оказывать силовое давление на избиркомы или саботировать уголовные производства по явным фактам фальсификаций, препятствования агитации, массового подкупа и т.д.;

* Виктор Медведчук, получивший значительный контроль над торговлей с РФ – распределять доходы от пропана, дизтоплива и угля, а также имеющий поддержку одной из «башен Кремля», организовавшей санкционное давление РФ на людей Рината Ахметова;

Именно сложные коалиции и взаимодействия между этими семью основными игроками и оказывают решающее влияние на результаты выборов. При условии, конечно, что не вмешаются заграничные «санитары»!

Петр Порошенко никому особо не нужен – слишком тянет одеяло на себя, однако неплохо взаимодействует с Фирташем, Ахметовым и, скорее всего, Медведчуком. Если бы не было бизнес-конфликта и серьезного противостояния между командами Фирташа и Ахметова, то переизбрание Петра Порошенко на второй срок было бы уже решенным делом. Кремль устроил бы выход во второй тур пророссийского кандидата и появление мощной пророссийской фракции на предстоящих парламентских выборах – основная задача Виктора Медведчука. Но этому мешает Ахметов…

Юлия Тимошенко имеет вроде бы наилучшие стартовые позиции, но не имеет реальной ресурсной поддержки: если запахнет победой Юлии Владимировны без похода на поклон к основным олигархам, будут задействованы механизмы противодействия. Тем более, Ахметову, Фирташу и Коломойскому не нужно даже самим ссориться – достаточно не мешать Петру Порошенко вредить своей многолетней сопернице через Центральную избирательную комиссию, суды, прокуратуру, осуществлять давление на ее штабы и доноров в регионах. По факту, Юлия Тимошенко смогла начать переговоры с группой Авакова и получить мизерную поддержку от Ахметова и Коломойского – так сказать с целью «держать в тонусе Петра Порошенко», а не для победы.

В таких условиях просто напрашивается кандидат — «третий проходной», вокруг которого смогли бы консолидировать ресурсы некоторые ключевые игроки. А именно: не имеющий пока решающего влияния на избирательную гонку Игорь Коломойский; держащийся в стороне Ринат Ахметов; и не получающая вменяемых предложений от Петра Порошенко группа Авакова.

Конфигурация Коломойский+Ахметов?

Один Игорь Коломойский не может обеспечить достаточную организационную сеть для победы Владимира Зеленского: поэтому, даже набрав голоса для выхода во второй тур, защитить свой результат он не сможет.

Совсем другое дело, если подключится Ринат Ахметов: это даст и админресурс на Юго-востоке, и мобилизацию региональных игроков, которые увидят кристаллизацию информационных («1+1», «Украина» и др), финансовых и других ресурсов на одном кандидате.

Что может сделать полезного для Рината Ахметова кандидат от Игоря Коломойского? – как ни странно, но помочь урегулировать ухудшающиеся отношения с Кремлем. В свое время, Ринат Ахметов не стал делать выбор «между умными и красивыми» – поэтому не поддержал так называемых патриотов, как Игорь Коломойский; но и не помог проекту «Новороссии». Желание усидеть на двух стульях постепенно приводит к росту недовольства и ограничению влияния. Так Ринат Ахметов утратил контроль над некоторыми, очень важными предприятиями на неподконтрольной территории – даже если считать менеджмент Курченко афилированным, все равно некоторый существенный процент доходов и влияния теряется. Ведущие политики из обоймы Рината Леонидовича (Вилкул, Новинский, Мураев) включаются в санкционные списки Кремля, что также служит сигналом для русскоязычных избирателей и УПЦ.

В этой ситуации, у Ахметова есть два варианта:

* либо подчиниться Виктору Медведчуку и работать на Юрия Бойко, с последующей миноритарной долей в крупной пророссийской фракции;

* либо предъявить Кремлю более эффективного кандидата для русскоязычных избирателей, с последующим захватом большинства в Верховной Раде через 2 колоны – одну Бойко-Медведчука (консервативную) и одну Зеленского (прогрессивную).

Как бонус ко второму предложению, может выступить покаяние Игоря Коломойского, который перестанет говорить об агрессии, изменит информационную политику ведущего телеканала и начнет сотрудничать. На фоне намеченной в РФ на весну смертельной схватки между командами Путина и прихватизаторов 1990-х, возврат в договороспособную позицию третьего ключевого олигарха – и значит улучшение контролируемости процессов в Украине в сложный момент, это серьезный аргумент!

Что тогда остается Тимошенко?

Если произойдет кристаллизация ресурсов Ахметова и Коломойского на кандидате Владимире Зеленском, то в наиболее сложной ситуации оказывается Юлия Тимошенко – нет шансов ни выиграть, ни защитить результат. А даже если и удастся – то никакого влияния на большинство в следующем созыве ВРУ точно не будет. Просто потому, что никто не будет с ней ни о чем договариваться – все будут стараться получить мощные фракции и контролировать сообща правительство, отстранив президента от законодательной деятельности и финансовых потоков.

Проблема даже не в том, что на горизонте будет маячить президентство в духе Ющенко-2 – а в том, что плохие перспективы быстро начнут понимать региональные элиты! – То есть штабы Юлии Тимошенко могут развалиться или лишиться ресурсов уже в феврале 2019!

И главное: выбирая между Зеленским и Тимошенко, Петр Порошенко сделает выбор против Юлии Владимировны – Ринат Ахметов все-таки бизнес-партнер (а еще будут фракции Фирташа-Медведчука в подстраховке), а не заклятый многолетний конкурент.

Так что Юлии Тимошенко придется решать: поторопиться присоединиться к альянсу Ахметова и Коломойского – или дать возможность договориться с ними Петру Порошенко?

А ведь во втором случае это прямая угроза дальнейшей жизни или политическим перспективам Юлии Владимировны!

Во-первых, она становится не нужна большинству основных игроков в качестве кандидата в президенты. – Это значит, можно признать неконституционными правки 2014 года и вновь запретить судимым баллотироваться в президенты. И не важно – это отказ в регистрации подконтрольным Петру Порошенко большинством в Центральной избирательной комиссии, или отмена уже состоявшейся регистрации. Когда не будет ресурсов и доступа на ТВ, организовать третий майдан практически невозможно.

Во-вторых, тогда Ринату Ахметову становится выгодно в противовес договороспособному Зеленскому выводить в качестве «патриота»/националиста Олега Ляшко. Да и Зеленский давным-давно его троллит, так что шоу будет еще то! — А выйти во второй тур Олег Ляшко может лишь при отказе Петра Порошенко баллотироваться, а также при устранении Юлии Тимошенко, которую очень сложно убедить не баллотироваться в президенты.

А как этот интерес будет реализован, уже не суть важно: гибель в ДТП как Вячеслава Черновола, очередной «воин света» пожонглирует гранатами или случайно выстрелит из ПТРК/РПГ. Разве сложно предложить имеющему реальные грехи за тяжкие преступления человеку, быть осужденным за непредумышленное убийство? – То есть, получить за «случайное» убийство Юлии Тимошенко 7-8 лет, из которых отсидеть не в самых худших условиях 2/3 срока до УДО (менее 5 лет)?

Судя по регулярным шоу с имитацией заказных убийств, технология уже поставлена украинскими силовиками на конвейер. Был бы заказ, а схема «расследования» — процессуального договорняка с «исполнителями» и освещения в СМИ уже накатана…

Остановка президентских выборов

Если осознание таких рисков повлияет на Юлию Тимошенко, то сложится некоторая система договоренностей и изменившихся интересов:

1) Петр Порошенко не будет баллотироваться, и заинтересован продлить еще на некоторое время свои полномочия;

2) ставший основным кандидатом Владимир Зеленский, должен усилить свою организационную сеть в регионах, что потребует времени, или проведения другой избирательной кампании, с большей заинтересованностью местных элит (выборы народных депутатов или местные выборы – например принудительный запуск ОТГ с проведением массовых последних первых местных выборов);

3) Юлия Тимошенко понимает, что не будет сильным президентом – и уж лучше быть премьер-министром, имеющим большее влияние на финансовые потоки, чем президент без большинства в ВРУ;

4) нужно протестировать на меньших ставках готовность следовать такой игре команды Фирташа-Медведчука, или дать им что-нибудь весомое – например развал атакующей команды Коболева в Нафтогазе, вопреки прошлым договоренностям с МВФ;

5) ни один значимый игрок не заинтересован в продолжении президентской гонки:

* Порошенко будет жаждать продлить месяцы пребывания при власти;

* Ахметову и Коломойскому нужно развернуть иную организационную сеть под Владимира Зеленского со спарринг-партнером Олегом Ляшко;

* Юлии Тимошенко важно увеличить представительство в Верховной Раде, чтобы при мизерных шансах стать сильным президентом, хотя бы претендовать на премьерство;

* группа Авакова будет заинтересована продлить свое нахождение на постах при Порошенко и до избрания нового президента с увольнением состава «переходящего кабмина Гройсмана»;

* Фирташу – Бойко — Медведчуку также важно увеличить присутствие в Верховной Раде;

Как формально остановить?

Механизмов остановки президентских выборов немало, но в этой публикации опишу пока консенсусные – когда основные игроки не будут «раскачивать лодку», и займутся лишь контролируемым по последствиям пиаром.

Первый вариант – признание неконституционным закона о госбюджете на 2019 год, ввиду зафиксированного фракцией радикалов массового кнопкодавства. Далее Верховная Рада неспособна принять новый бюджет, разгоняется паника по курсу доллара и сорванной программе сотрудничества с МВФ. Как следствие, президент вынужден распустить Верховную Раду – а проводить в условиях войны и финансовой паники двойные выборы (как в 1994), якобы нельзя.

Тем более, по Конституции вновь избранный президент должен вступать в полномочия на торжественном заседании Верховной Рады – а если она неработоспособна, то и новый президент не сможет принять присягу?

А так, и неприятный «мозоль» Ринату Леонидовичу исправят (плата за выбросы в атмосферу; рента по урану и распределение потоков), и стратегическую задачу остановки выборов выполнят…

Второй вариант – паралич Центральной избирательной комиссии. Увеличением ее кадрового состава осенними правками в закон, была заложена «мина». И если сейчас закон признают не правовым/неконституционным, установят нарушение прав фракций и кандидатов в члены ЦВК – то при правильной информационной политике, выборы можно остановить.

Кому-нибудь нужен не очень легитимный, непонятно как избранный президент воюющей страны? Кто-нибудь реально возмущался проведению повторных выборов в некоторых округах-2012 аж 15.12.2013? Были массовые протесты против отмены выборов в ОТГ летом, а потом отмены осенью ввиду военного положения? А так как следующими должны быть парламентские выборы, то можно провести президентские уже после них…

Третий вариант – игра в легитимность, на струнках любимых Европой политических компромиссов в духе договоренностей о третьем туре-2004 или на майдане-2 (Янукович президент при премьере Яценюке). То есть, использование фактора судимости Юлии Тимошенко для срыва избирательного процесса.

Кандидат Юлия Тимошенко или не регистрируется – получает отказ, или ее регистрация отменяется. Этому может предшествовать как оперативное признание неконституционным пп.6 п.1 ч.1 закона № 879-VII от 13.03.2014, которым исключили требование о несудимости. Так и самостоятельное решение Центральной избирательной комиссии, работающее на ее делегитимизацию. – Нельзя ей доверять проводить выборы в таком составе дальше, а значит отмена выборов и переформатирование!

Пока же Юлия Тимошенко будет в судах снимать свою судимость, добиваясь именно оправдательного приговора, – каждый будет получать свой профит: Юлия Владимировна как жертва, а ее противники – возвращая общественное внимание к газовым соглашениям с Путиным. И логично для легитимности выборов, перенести избирательный процесс, в котором не может участвовать наиболее рейтинговый кандидат?

Весной переформатируют ЦИК – большинство под Петра Порошенко там уже не нужно, потом проведем выборы Верховной Рады и затем лишь президента Украины…

Что будут рассказывать Западу?

Во-первых, что Украина не рухнула и не пошла по критическому сценарию провоцирования войны ради сохранения при власти команды Петра Порошенко. Сколько лет при военном положении правил президент Египта Хосни Мубарак?

Во-вторых, лучше договоренность Ахметова с Коломойским, чем игры Порошенко с Медведчуком. Все-таки у Запада больше влияния в этом варианте, чем на находящегося уже под давлением США Фирташа и путинского кума Медведчука.

В-третьих, некая стабилизация отношений с РФ позволит сократить поддержку Запада для удержания Украины на плаву. Если не можешь добиться результата – то хотя бы нужно сократить издержки. А также убрать с повестки дня санкционный вопрос: имеющиеся санкции понемногу душат Россию – а их усиление при обострении ситуации в Украине, слишком болезненно для многих западных стран…

Оставить комментарий